Get Adobe Flash player

ГУ МЧС России по РО

Правительство РО

Портал госуслуг РФ

Органы опеки

Рособрнадзор

Управление социальной защиты

Российское образование

Портал правовой информации

Интерактивная карта

Результаты независимой оценки

Министерство образования и науки РФ

Министерство просвещения РФ

Федеральный институт педагогических измерений

Федеральный институт педагогических измерений

Федеральный центр образовательного законодательства

Федеральный центр образовательного законодательства

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Педагог –  психолог

Маклакова Марина Борисовна

Образование:  высшее, ВПО   Киргизский женский педагогический институт им В. В. Маяковского

Педагогический стаж:  44 года     общий стаж: 47 лет

Высшая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации:  

Ноябрь 2017г. – «Медицинские основы обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны  труда» .

31.07.2018г. – «Современные технологии деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями  ФГОС»

20.05.2019г.  – «Основные принципы и навыки оказания первой помощи учащимся»

Награды:  Почетная Грамота Министерства Образования и Науки Российской Федерации. Приказ от 17 мая 2017 года  № 123/к-н.

Почетная Грамота Законодательного Собрания Ростовской области. Распоряжение от 25 июля 2017 года  № 193.

Благодарственное Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской Области. Приказ от 21 мая 2015г. №14-н

Информация для размышления

 

ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по вопросам  социально-психологического тестирования обучающихся 
в ГБОУ РО «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

Уважаемые родители!

Рождение ребенка – самое большое счастье для Вас! 

Вместе с растущим ребенком растет и родительская тревога за будущее, все чаще  возникает вопрос, что будет дальше… Многих родителей тревожит рискованное поведение  подростков, потребность в риске. 

Современный мир — это мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных  технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. 

Если разобраться, в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть  развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно  выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно,  ребенок никогда и не был изолирован от окружающих (детский сад, школа, кружки, двор). Но  ранее он не принимал так много самостоятельных решений, был ориентирован на поведение  родителей, их одобрение или порицание. 

Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. 

Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе?  или иным? Подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но он точно знает, что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное  поведение в том числе. Несмотря на то, что поиск риска характерен практически для всех подростков, но риск риску рознь. 

К сожалению, многие подростки впадают в крайности: то бросаются в погоню за  удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для  жизни. Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести  опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и  импульсивное. Подростки начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ- психоактивные вещества). 

Выделяют 2 типа рискованного поведения 

Первый – подросток рискует с целью получения  позитивного опыта  для дальнейшей  самостоятельной жизни. Это рискованное  поведение, помогающее развить определенные  качества личности, преодолеть страхи, влиться в  социум, добиваться поставленных целей  (вступление в группы, клубы, волонтерские  отряды, организация собственных социальных  объединений, разделение своих чувств с  друзьями, занятие спортом с учетом  безопасности, выбор занятий и заданий  повышенной сложности в учебной деятельности,  участие в кружках, научных клубах, в походах,  квестах и др.). 

 Второй – поведение, включающее виды  деятельности, опасные для жизни и здоровья. 

К ним относятся: употребление наркотиков,  алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае  подростки могут искать или создавать ситуации  явной угрозы для жизни: балансировать на краю  крыши, перебегать рельсы перед близко идущим  поездом. С каждым разом поведение подростков становится более  рискованным и опасным, они начинают выпивать  больше алкоголя, пробовать разные наркотики,  вести беспорядочную половую жизнь.  Негативные последствия такого поведения их не  останавливают. 

Вы раздраженно скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения. 

Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе? 

Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты – обстоятельства, повышающие  социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска. Другими словами,  ребенок должен научиться рисковать в  пределах границ, безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с  жизненными и психологическими проблемами. 

А задача родителей – вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка  в ситуации опасные для его жизни. 

С 2013 года во всех образовательных   организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных   организаций наркотических средств и психотропных веществ. 

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления  наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа: 

1 этап – социально-психологическое  тестирование обучающихся в  образовательной организации; 

2 этап – профилактические медицинские осмотры  обучающихся (далее – ПМО). 

Социальнопсихологическое тестирование (далее – СПТ) носит профилактический  характер и призвано удержать подростков от первых “экспериментов” с наркотиками. 

СПТ не выявляет подростков, употребляющих наркотики. 

Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические)  особенности,  которые  при   определенных   обстоятельствах могут стать  (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. 

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В  обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как  в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом. 

* ВАЖНО ЗНАТЬ 

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его  результатах в какие-либо органы и ведомства. 

При этом соблюдается ряд условий: 

  • кодирование персональных данных в образовательной организации при организации и проведении СПТ (диагностических процедур); 
  • каждый обучающийся, принимающий участие в тестировании, имеет индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных; 
  • список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с законом «О персональных данных»; 
  • контроль со стороны администрации ОО по работе с конфиденциальной информацией;
  • безусловно, мы тестируем детей, но дети оценивают социально- психологические условия; 
  • результаты СПТ используются для индивидуальной работы с ребенком, помогают развивать ребенка; 
  • в рамках СПТ введен режим конфиденциальности. 

Уважаемые родители!

Мы предлагаем Вам включиться вместе с нами в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и психоактивных веществ. Будьте активны – любая профилактика в интересах Ваших детей! Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

 

Часто задаваемые вопросы о СПТ 

С какой целью проводится СПТ обучающихся? 

  • СПТ позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье. 
  • СПТ носит профилактический характер и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от «первой пробы» и дальнейшего приобщения к их потреблению. 
  • СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде. 

На что направлена методика социальнопсихологического тестирования, в чем еѐ суть? 

Методика не оценивает детей! При работе с ней подростки, юноши и девушки, сами оценивают социально-психологические условия, в которых находятся. Это опрос,  выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и  обстоятельств, в которых они находятся. 

С какого возраста проводится СПТ? 

В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет, исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей  (законного представителя). 

Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также  подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных  результатах. 

Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное  согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно. 

Совершенно не нужно давать согласие на участие подростка в СПТ обоим родителям,  бабушкам, дедушкам и старшим братьям! 

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам? 
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации введена единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению  Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических  средствах и психотропных веществах. 

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ? 

В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным. Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических  мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с  требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ  и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря  2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет  за нее ответственность по закону. 

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и  хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной  организации. 

Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? 

Да, но только в том случае, если родитель или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение. Каждый родитель имеет право на получение информации  о результатах СПТ своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети с 15 лет могут обратиться за  результатами теста самостоятельно. Результаты СПТ (конфиденциально) обучающийся 15-ти  лет и старше или родитель подростка до 15 лет может обсудить со школьным психологом. 

Для чего это нужно, что дают результаты теста? 

Чтобы понять, какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития,  разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы  психологической защиты. 

Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер  дисциплинарного наказания! 

СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества? 

СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и  психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза  Вашему ребенку! 

СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять  исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое  поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. 

Кто может дать заключение о том, что Ваш ребенок употребляет наркотики? 

Такое заключение может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического  материала (кровь, моча и т.д.) с использованием химико- токсикологического исследования. 

Можно ли сказать, что методика СПТ изучает «глубинные психические проблемы» обучающегося? 

Нет. Методика не является ни клинической, ни психиатрической. Она не направлена на  изучение глубинных особенностей психики. Методика оценивает степень неблагоприятности условий, в которых находится  ребенок, и провоцирование ребенка к пробе наркотика этими условиями. 

В чем заключается конфиденциальность проведения тестирования? 

Все результаты тестирования строго конфиденциальны! В образовательной организации должно быть положение о конфиденциальной информации. Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. №  152-ФЗ «О персональных данных». Персональные результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку  и педагогу-психологу. 

На основании чего делаются выводы в методике СПТ? 

Методика основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты». Если «факторы риска» начинают преобладать над «факторами защиты», обучающемуся  необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку,  предотвратив таким образом его вовлечение в негативные проявления, в том числе  наркопотребление. 

Что такое «факторы риска»? 

«Факторы риска» – социально-психологические условия, повышающие угрозу  вовлечения в зависимое поведение: 

  • подверженность негативному влиянию группы; 
  • подверженность влиянию асоциальных установок социума; 
  • склонность к рискованным поступкам; 
  • склонность к совершению необдуманных поступков; 
  • трудность переживания жизненных неудач. 

Что такое «факторы защиты»? 

«Факторы защиты» – обстоятельства, повышающие социально- психологическую устойчивость к воздействию «факторов риска». Методика оценивает такие параметры как: 

  • благополучие взаимоотношений с социальным окружением; 
  • активность жизненной позиции, социальная активность; 
  • умение говорить НЕТ сомнительным предложениям; 
  • психологическая устойчивость и уверенность в своих силах в трудных жизненных ситуациях. 

Можно ли обмануть методику СПТ? 

В методике используется четырехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не  откровенно или формально. В случае, если ответы обучающегося признаны недостоверными,  результатом будет описание возможных причин недостоверности ответов Вашего ребенка.  Недостоверные ответы не участвуют в дальнейшей обработке, т.к. получаемые результаты будут искажены. 

Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ? 

В соответствии с п. 6. приказа Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц,  обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных  организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» при  проведении тестирования допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей  (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. 

Какие результаты будут получены Вами и вашим ребенком после проведения тестирования? 

Основной принцип при сообщении результатов: «не навреди!». После теста ребенок получает обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. Заключений о наркопотреблении или наркозависимости не делается. При желании можно обратиться к педагогу-психологу за более подробными  результатами и разъяснениями. 

Какие результаты тестирования станут известны в образовательной  организации? 

  1. Так как все результаты деперсонифицированы, получить индивидуальные результаты обучающегося из работников и руководства образовательной организации никто  не сможет без  нарушения законодательства Российской Федерации. 
  2. С конфиденциальной информацией о Вашем ребенке имеет право работать только педагог-психолог образовательной организации, который имеет соответствующее образование. 
  3. Обнародоваться, обсуждаться и иметь вид статистического отчета по классу или школе в целом будут только усредненные (статистические) результаты.

Могут ли результаты социальнопсихологического тестирования отрицательно повлиять на репутацию ребенка или осложнить его жизнь в дальнейшем? 

  1. Методика СПТ не выявляет наркопотребление или наркозависимость. В ней нет ни одного вопроса об употреблении наркотических средств и психотропных веществ.
  2. Методика является опросом мнений и не оценивает самих детей! Таким образом, оцениваются не дети, а социально-психологические условия, в которых они находятся.
  3. На результаты тестирования распространяется режим конфиденциальности. Персональные результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку и педагогу-психологу. 
  4. Методика СПТ проводится ежегодно, начиная с 7 класса, с целью мониторинга рискогенности социально-психологических условий, в которых находится ребёнок, которая может привести его к вовлечению в наркопотребление. Таким образом, цель методики –  выявить рискогенность обстановки вокруг ребенка. 

Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете позвонить по указанному телефону 8 (863 83) 2 52 45 и получить консультацию

 Социально-психологическая служба кадетского корпуса

Pages: 1 2